Сайт воспитателя Алиевой Натальи Леонидовны

Образовательный проект на тему "Традиции и культура народов Крайнего Севера"

977d6720dd517e8daaf7fba933f6f6d3.jpgТип проекта: познавательно – игровой, творческий

По количеству участников : групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (с 1.10.2017г. по 5.11.2017г.)

Возраст детей: старшая группа, подготовительная.

Актуальность темы: проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.  Именно с дошкольного возраста нужно формировать у детей уважительные отношения к традициям, праздниками тех народов с которыми они вместе проживают. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры, желающего внести свой вклад в его развитие. . Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации. Исходя из вышеизложенного считаю , что решением следующих проблем  исходя из возрастной категории  является то, что:

- дети не знают о национальностях проживающих на территории ЯНАО ;

- не имеют представления о праздниках и традициях коренных жителей севера;

- не знают что такое толерантное отношение к сверстникам разных национальностей..

Цель: познакомить детей с культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
Образовательная:
расширять представления детей об окружающем мире, способствовать развитию познавательных интересов;
Воспитательнаяпрививать  любовь и уважение к традициям народов Севера и его истории.
Развивающая:
-
развивать  коммуникативные навыки детей;
- развивать творческую инициативу через игровую деятельность.
- развивать физические качества. 

Связь с педагогами в работе над проектом

 

Должность

Вид деятельности

1.

воспитатель

Игровая деятельность.

Социальное развитие.

Речь и речевое общение.

Познавательное развитие.

Природа.

Художественная литература.

2.

Музыкальный руководитель

Знакомство с национальным фольклором.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

3.

Педагог по физической культуре

Знакомство с народными играми КМНС.

Национальные виды спорта.

Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.

4.

Практическая помощь в оформлении национального уголка.

Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек.

Выставка совместных поделок.

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

Специальное помещение

Дидактический материал

1.

Группа

— Библиотека Сказки народов Севера: "Кукушка", "Белый медвед и бурый медведь", "Три сына", "Ягодка голубика"

— Кукольный театр «Кукушка", "Айога"

— Картотека «Подвижные игры народов Севера»

— Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

— Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

— Фонотека: Фольклор народов Севера

— Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Севера

— Сюжетно-ролевые, театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка»,

— Альбомы » Животные северного края», » Северные просторы«,

«Птицы нашего края».

2.

Музыкальный зал

Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера— Аудиозаписи песен .

3.

Физкультурный зал

— Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)— Пособия для развития физических качеств детей.

4.

Территория детского сада

Чум, национальная атрибутика

Этапы проекта.

1 этап — диагностический (с 1.10.2017г по 6.11.2017г.)

Мероприятие

Дата

1.

Диагностический срез ( наблюдение) знаний детей об истории быте, культуре и традициях коренных народов Севера

с 1.10.2017г по 6.11.2017г

2.

Анкетирование родителей (законных представителей)  "Что вы знаете о традициях и праздниках КМС?"

с 1.10.2017г по 6.11.2017г

3.

 Интерпретация результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний и представлений детей.

с 1.10.2017г по 6.11.2017г

 

2 этап — проектно-организационный (6.10.2017 по 6.11.2017г)

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме 

6.10.2017г - 10.10.2017

2.

Подбор методической литературы

6.10.2017г - 10.10.2017

3.

Создание дидактических пособий для реализации проекта

6.10.2017г - 10.10.2017

4.

Разработка  плана взаимодействия с представителями социума ( краеведческий музей, Центр национальных культур)

6.10.2017г - 10.10.2017

3 этап — практический (с 11.10.2017г. по 6.11.2017г.)

Паутинка проекта.

По образовательным областям.

Образовательные области

Содержание

Задачи

Познавательное

1.Картотека «Народная примета мы будем помнить это»;

2.Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»;

3. Альбомы » Животные северного края», » Северные просторы«, «Птицы нашего края».

-познакомить с окружающим миром Северного края, народными приметами, загадками.

Художественно – эстетическое развитие

2. Рисование на тему «Мой край – Ямал» 

5.  Прослушивание в режимных моментах ненецких песен, разучивание песни «Тэтэль – Вэтель», разучивание танца "Хайроко.

- формировать проявления творческой активности и самостоятельности.

- формировать социально значимые качества на основе традиций патриотического воспитания;

Речевое развитие

  Чтение сказок :

 "Кукушка",

 "Белый медвед и бурый медведь",

 "Три сына",

"Ягодка голубика"

— Кукольный театр (настольный) :

«Кукушка",

"Айога"

-познакомить детей с художественными произведениями писателей нашего края.

Социально-коммуникативное развитие"

Театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка».

Посещение краеведческого  музея, центр национальных культур.

- обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.

умение детей соблюдать правила связанные с ролью;

Умение создавать игровую среду.

Физическое развитие

1. Организация подвижные игр народов Севера:

- «  Рыбаки и рыбки»

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. 

- «Олени и пастухи»

Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.

 

 « На новое стойбище»
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом. 
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
 

2.Комплекс утренней музыкальной гимнастики «У оленя дом большой»

-совершенство-

вать технику основных видов движений и

  спортивных упражнений;

- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно

  его использовать;

- формировать умения самостоятельно организовывать

подвижные игры.

Работа  родителей с детьми и педагогом.

- Подбор иллюстраций, открыток о традициях и праздниках КМНС.

- «Наш выходной». Выезд с экскурсией в лес к чуму .

Предложить  вместе с детьми сходить в музей на экскурсию.

- Консультации для родителей.

Включить родителей в процесс реализации проекта для достижения общих целей.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

(Развивающая  среда)

Организация ППРС.

.

 

Заключительный этап.

Ожидаемый результат.

 

Дети

Образовательный:

- у детей  сформированы  первичные  представлений о традициях и праздниках жителей КМНС.

Воспитательный:

-  сформированы нравственно-патриотические , толерантные чувства в процессе реализации проекта ;

Развивающий:

-  сформированы коммуникативные навыки детей, через выразительное чтение стихов;

-сформированы творческой качества через игровую деятельность;

- совершенствованы физические качества.

Родители

Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком; Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей; Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности:

- Праздник "Ненецкий Новый год", который будет проводится на территории детского сада.

-Выпуск с детьми фотоколлажа о проделанной работе двух недельного проекта.

-Размещение материала в соц.сетях и на школьном сайте.

 

Литература:

1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».

2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».

4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».

5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».

6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой

7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.

8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.

9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.

13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.

14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .

15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.

18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.

20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.

21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.

22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.

23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.

24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.

 

 

 

 

3 января 2020 в 14:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.