Сайт воспитателя Алиевой Натальи Леонидовны

Проект «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Название проекта

 «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Информация о разработчиках проекта

 руководитель ПТГ Алиева Наталья Леонидовна

 

Тип проекта

· практико – ориентированный

· длительный (по продолжительности)

Сроки

реализации

Ноябрь 2019г.- май 2020г.

Общие принципы

· свобода выбора

· свобода общения

· научность

· толерантность

Методы

· исследовательский

· частично-поисковый

База

реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования»

г.Тарко-Сале Пуровского района

Участники проекта

дети подготовительной к школе группы, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальных классов, родители.

Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.

Федеральный уровень:

• Закон об образовании в РФ.

• Семейный кодекс РФ.

• Конвенция о правах ребенка.

• Концепция модернизации Российского образования.

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».

• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

• Концепция  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).

• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

• Федеральный государственный стандарт начального общего образования

• Профессиональный стандарт педагога

• Сан.Пин.

Уровень ОУ:

• Договор с родителями

• Основная образовательная программа дошкольного образования

• Основная образовательная программа начального общего образования

 Актуальность темы: Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработать общие цели, воспитательные задачи и  пути достижения намеченных результатов; создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказывать родиелям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени

 

На ступени начальной школы

 

Общие условия

 

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;

- сохранение самоценности и самоидентичности  дошкольного возраста.

- опора на личный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

 

 

Этапы проекта.

1 этап — диагностический  (с 1.11.2019г по 10.11.2019г.)

Мероприятие

Дата

1.

Диагностический срез ( наблюдение) знаний детей о школе

 

с 1.11.2019г по 10.11.2019г.

2.

Анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе»

с 1.11.2019г по 10.11.2019г.

3.

 Интерпретация результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний и представлений детей.

с 1.11.2019г по 10.11.2019г.

 

2 этап — проектно-организационный 1.10.2019г - 30.10.2019г.

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме 

1.10.2019г - 30.10.2019г.

2.

Подбор методической литературы

1.10.2019г - 30.10.2019г.

3.

Создание условий для реализации проекта

1.10.2019г - 30.10.2019г.

4.

Разработка  плана взаимодействия с педагогами, родителями, представителями социума (МБОУ ДО «ДДТ», централизованная библиотека, историко-краеведческий музей и т.д.)

1.10.2019г - 30.10.2019г.

3 этап — практический (с 11.11.2019г. по 30.05.2020г.)

 Формы осуществления преемственности.

 

 

 

 

 

 


Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Направленность

Формы осуществления преемственности

 

Работа с детьми (дошкольниками)

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики );

- совместные праздники (День знаний, , выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с педагогами).

 

Взаимодействие педагогов

- совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы педагогов дошкольных групп и  учителей школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников, психологов;

- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

 

Сотрудничество с родителями

- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера,  тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

 

Сотрудничество  в социуме

 

- экскурсии;

- участия в конкурсах;

- встречи и беседы с интересными людьми;

- совместные праздники, выступления;

- реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ (на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города Тарко-Сале

 

 

Условия реализации проекта

Материальная база

  Наличие зданий :детский сад, школа.

  Оборудование: компьютеры (интернет связь), мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются  условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов и т.д. родителей

Развивающая среда

В дошкольных группах:

  В групповых организованы центры развития: театрализованной, игровой, исследовательской деятельности, центр природы, уголок школьника.

В школе:

  Классы с современным оборудованием, уголки, стенды.

Здоровьесберегающая среда:

Соблюдение  рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.

Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в дошкольных группах, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.

Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.

Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.

Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.

Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы.

 Социум муниципального района

  МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале.

  Централизованная библиотечная ситсема муниципального образования Пуровский район".

  Пуровский районный историко-краеведческий музей и т.д.

 Продукт проектной деятельности:

- Праздник «Выпускной бал», с привлечением педагогов школы.

- Презентация   опыта работы  по   преемственности ДО и НОО.

-Размещение материала в соц.сетях и на школьном сайте.

                         Приложение

 План работы   по погружению воспитанников подготовительных

групп в школьную среду(на 2019/2020 учебный год)

(в рамках реализации проекта «Организация преемственности детского сада

и школы в условиях реализации ФГОС).

 

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

Цикл экскурсионных мероприятий.

Цель: формирование представлений у воспитанников о школе

1

Организация ознакомительной экскурсии в школу:

«Из чего же, из чего же…сделана эта школа?»

Ноябрь 2019 год

(каникулярное время)

Старостина И.Н.

Цызман Е.Н.

Воспитатели подготовительных групп

2

Организация экскурсии на тему: «Здравствуйте, давайте с вами познакомимся, я- Учитель! «Класс и его учебное оборудование»

 Конец ноября 2019 год

Старостина И.Н.

Цызман Е.Н.

Воспитатели подготовительных групп

3

«Самый главный в школе…» (экскурсия в кабинет директора школы, рассказ директора о том, чем занимается директор в школе)

 Февраль 2019 год

Старостина И.Н.

Цызман Е.Н.

Воспитатели подготовительных групп

4

Организация экскурсии на тему:

«Я -ученик» (экскурсия проходит в виде рассказа одним из обучающихся о том, что делают ученики в школе, какие у них есть учебные принадлежности (показать), форма одежды, чем помимо учебы они занимаются в школе и прочее)

Март 2019 год

Старостина И.Н.

Цызман Е.Н.

Воспитатели подготовительных групп

5

Организация экскурсии на тему:

«Зачем нужна ученику библиотека и какая бывает библиотека» (с привлечением специалистов городской библиотеки семейного чтения)

Апрель 2019 год

Старостина И.Н.

Цызман Е.Н.

Воспитатели подготовительных групп

Организация взаимодействия воспитанников дошкольных групп

и педагогов начальных классов

Цель: координация деятельности педагогов дошкольных групп и учителей начальных классов

в рамках подготовки первоклассников к школьному обучению

7

Посещение воспитанниками дошкольных групп адаптационного курса занятий, организованного при образовательном учреждении «Школа будущего первоклассника, А-Б-В-Гдейка»

Ноябрь 2019 год-Май 2019 год

(каждая суббота, кроме праздничных и каникулярных дней, с 10.00 до 11.00 ч в группе «Пифагорики»)

Дяченко Н.Э., учитель начальных классов

Родители воспитанников подготовительных групп

8

 Организация совместных занятий в соответствии с образовательными областями:

«Познавательное развитие» (ФЭМП)

«Речевое развитие» (Обучение грамоте, развитие речи)

В соответствии с сеткой НОД подготовительных групп и свободными внеурочными часами учителей начальных классов

Среда с 9.40-10.10 (Дяченко Н.Э.)

Понедельник, пятница с 9.40-10.10

( Козленкова Т.А)

Воспитатели подготовительных групп

Дяченко Н.Э., учитель начальных классов

Козленкова Т.А., учитель начальных классов

9

Посещение воспитанниками дошкольных групп урока: естественного и художественно-эстетического цикла: «Окружающий мир», «Рисование».

В соответствии со школьным расписанием (по предварительному согласованию) 1 раз в месяц, начиная с февраля.

Воспитатели подготовительных групп

Дяченко Н.Э., учитель начальных классов

Козленкова Т.А., учитель начальных классов

Включение воспитанников дошкольных групп в общешкольные мероприятия, праздники  и образовательные события.

Цель: успешная адаптация и социализация воспитанников дошкольных посредством их включения в жизнедеятельность детского школьному сообщества

10

Участие воспитанников подготовительных групп в традиционном конкурсе чтецов, посвященному Дню рождения Ямала, «Пою тебе, Седой Ямал!»

15 декабря 2019 год

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп.

Воспитатели р/р групп

11

Участие воспитанников подготовительных групп в совместной традиционной выставке «В гости к Деду Морозу!»

Декабрь 2019 год

Старостина И.Н.

Воспитатели подготовительных групп

Учителя начальных классов

12

Совместное спортивное развлечение для дошкольников и обучающихся 1 класса

«Зимние олимпийские старты»

Январь 2020 год

Кунина И.В. инструктор по физической культуре

Воспитатели подготовительных групп

Учителя первых классов

13

Участие в общешкольной акции «День добрых дел»

Февраль 2020 год

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп

Учителя начальных классов

14

Участие в общешкольном мероприятии направленном на воспитание у детей нравственных качеств через формирование позитивного имиджа детской благотворительности

«Благотворительная ярмарка»

(приурочена к 8 марта)

 Март 2019 год

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп

Учителя начальных классов

15

Участие в общешкольном мероприятии «Экологическая неделя»

Апрель 2020 год

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп

Учителя начальных классов

16

Участие первоклассников (с поздравительным словом) в празднике «Выпускной в детском саду»

Апрель 2020 год

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп

Учителя первых классов

Включение родительской общественности в деятельность по адаптации детей к школьным условиям

17

Посещение открытых занятий учителей, комплектующих первые классы, воспитателей подготовительных групп в рамках мероприятия «День открытых дверей в дошкольных группах»

Февраль 2020

Воспитатели подготовительных групп

Дяченко Н.Э., учитель начальных классов

Козленкова Т.А., учитель начальных классов

18

Посещение открытых занятий учителей, комплектующих первые классы, воспитателей подготовительных групп в рамках мероприятия «День открытых дверей в дошкольных группах»

Февраль 2020

Воспитатели подготовительных групп

Дяченко Н.Э., учитель начальных классов

Козленкова Т.А., учитель начальных классов

19

День полезных консультаций, образовательных тренингов и практикумов», по вопросам обучения и адаптации ребенка к условиям школы (встречи с специалистами ОУ)

Март 2020 год

(каникулярный период)

Старостина И.Н.

Воспитатели подготовительных групп

20

Участие родителей в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

 Воспитатели подготовительных групп

21

Организация экскурсии в новый корпус школы (в рамках реализации инновационного проекта «Школа полного дня»)

Май-июнь 2020 года

Грабельников П.Ю., Директор школы

Старостина И.Н.

 

 

План работы по взаимодействию педагогов

 

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

1

2.

3.

4.

 

 

 

 

  Круглый стол педагогов дошкольных групп и  учителей школы на тему: «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС».

Цель: обсуждение и утверждение совместного плана работы.

Семинар на  тему «Будущий первоклассник - какой он?».

Цель: выработка единых подходов к работе.

 Мастер-класс на тему: «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе и в условиях д/c».

Цель: повышение мотивации педагогов в  применение современных технологий в образовательном процессе.

 Круглый стол на тему: «Вопросы преемственности ДОУ и школы»

Цель: подведение итогов совместной работы школы и детского сада по решению проблемы преемственности

 

Ноябрь

Декабрь

Февраль

май

Старостина И.Н.

Руководитель творческой группы

Воспитатели подготовительных групп

Учителя первых классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 января 2020 в 14:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.