|
Проект «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
Название проекта |
«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» |
Информация о разработчиках проекта |
руководитель ПТГ Алиева Наталья Леонидовна
|
Тип проекта |
· практико – ориентированный
· длительный (по продолжительности) |
Сроки
реализации |
Ноябрь 2019г.- май 2020г. |
Общие принципы |
· свобода выбора
· свобода общения
· научность
· толерантность |
Методы |
· исследовательский
· частично-поисковый |
База
реализации проекта |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат основного общего образования»
г.Тарко-Сале Пуровского района |
Участники проекта |
дети подготовительной к школе группы, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальных классов, родители. |
Нормативно–правовая база по вопросу преемственности. |
Федеральный уровень:
• Закон об образовании в РФ.
• Семейный кодекс РФ.
• Конвенция о правах ребенка.
• Концепция модернизации Российского образования.
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования
• Профессиональный стандарт педагога
• Сан.Пин.
Уровень ОУ:
• Договор с родителями
• Основная образовательная программа дошкольного образования
• Основная образовательная программа начального общего образования |
Актуальность темы: Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе. Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации. Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов; создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказывать родиелям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени
|
На ступени начальной школы
|
Общие условия
|
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста. |
- опора на личный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. |
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений. |
Этапы проекта.
1 этап — диагностический (с 1.11.2019г по 10.11.2019г.)
№ |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Диагностический срез ( наблюдение) знаний детей о школе
|
с 1.11.2019г по 10.11.2019г. |
2. |
Анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе» |
с 1.11.2019г по 10.11.2019г. |
3. |
Интерпретация результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний и представлений детей. |
с 1.11.2019г по 10.11.2019г. |
2 этап — проектно-организационный 1.10.2019г - 30.10.2019г.
№ |
Содержание |
Дата исполнения |
1. |
Разработка проекта по теме |
1.10.2019г - 30.10.2019г. |
2. |
Подбор методической литературы |
1.10.2019г - 30.10.2019г. |
3. |
Создание условий для реализации проекта |
1.10.2019г - 30.10.2019г. |
4. |
Разработка плана взаимодействия с педагогами, родителями, представителями социума (МБОУ ДО «ДДТ», централизованная библиотека, историко-краеведческий музей и т.д.) |
1.10.2019г - 30.10.2019г. |
3 этап — практический (с 11.11.2019г. по 30.05.2020г.)
Формы осуществления преемственности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Направленность |
Формы осуществления преемственности
|
Работа с детьми (дошкольниками) |
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики );
- совместные праздники (День знаний, , выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с педагогами).
|
Взаимодействие педагогов |
- совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);
- семинары, мастер-классы;
- круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов;
- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
|
Сотрудничество с родителями |
- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
|
Сотрудничество в социуме
|
- экскурсии;
- участия в конкурсах;
- встречи и беседы с интересными людьми;
- совместные праздники, выступления;
- реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ (на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города Тарко-Сале
|
Условия реализации проекта
Материальная база |
Наличие зданий :детский сад, школа.
Оборудование: компьютеры (интернет связь), мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов и т.д. родителей |
Развивающая среда |
В дошкольных группах:
В групповых организованы центры развития: театрализованной, игровой, исследовательской деятельности, центр природы, уголок школьника.
В школе:
Классы с современным оборудованием, уголки, стенды. |
Здоровьесберегающая среда: |
Соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности.
Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в дошкольных группах, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В ОУ поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробуждения и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
Оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
Включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы. |
Социум муниципального района |
МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале.
Централизованная библиотечная ситсема муниципального образования Пуровский район".
Пуровский районный историко-краеведческий музей и т.д. |
Продукт проектной деятельности:
- Праздник «Выпускной бал», с привлечением педагогов школы.
- Презентация опыта работы по преемственности ДО и НОО.
-Размещение материала в соц.сетях и на школьном сайте. Приложение
План работы по погружению воспитанников подготовительных
групп в школьную среду(на 2019/2020 учебный год)
(в рамках реализации проекта «Организация преемственности детского сада
и школы в условиях реализации ФГОС).
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственный |
Цикл экскурсионных мероприятий.
Цель: формирование представлений у воспитанников о школе |
1 |
Организация ознакомительной экскурсии в школу:
«Из чего же, из чего же…сделана эта школа?» |
Ноябрь 2019 год
(каникулярное время) |
Старостина И.Н.
Цызман Е.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
2 |
Организация экскурсии на тему: «Здравствуйте, давайте с вами познакомимся, я- Учитель! «Класс и его учебное оборудование» |
Конец ноября 2019 год |
Старостина И.Н.
Цызман Е.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
3 |
«Самый главный в школе…» (экскурсия в кабинет директора школы, рассказ директора о том, чем занимается директор в школе) |
Февраль 2019 год |
Старостина И.Н.
Цызман Е.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
4 |
Организация экскурсии на тему:
«Я -ученик» (экскурсия проходит в виде рассказа одним из обучающихся о том, что делают ученики в школе, какие у них есть учебные принадлежности (показать), форма одежды, чем помимо учебы они занимаются в школе и прочее) |
Март 2019 год |
Старостина И.Н.
Цызман Е.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
5 |
Организация экскурсии на тему:
«Зачем нужна ученику библиотека и какая бывает библиотека» (с привлечением специалистов городской библиотеки семейного чтения) |
Апрель 2019 год |
Старостина И.Н.
Цызман Е.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
Организация взаимодействия воспитанников дошкольных групп
и педагогов начальных классов
Цель: координация деятельности педагогов дошкольных групп и учителей начальных классов
в рамках подготовки первоклассников к школьному обучению |
7 |
Посещение воспитанниками дошкольных групп адаптационного курса занятий, организованного при образовательном учреждении «Школа будущего первоклассника, А-Б-В-Гдейка» |
Ноябрь 2019 год-Май 2019 год
(каждая суббота, кроме праздничных и каникулярных дней, с 10.00 до 11.00 ч в группе «Пифагорики») |
Дяченко Н.Э., учитель начальных классов
Родители воспитанников подготовительных групп |
8 |
Организация совместных занятий в соответствии с образовательными областями:
«Познавательное развитие» (ФЭМП)
«Речевое развитие» (Обучение грамоте, развитие речи) |
В соответствии с сеткой НОД подготовительных групп и свободными внеурочными часами учителей начальных классов
Среда с 9.40-10.10 (Дяченко Н.Э.)
Понедельник, пятница с 9.40-10.10
( Козленкова Т.А) |
Воспитатели подготовительных групп
Дяченко Н.Э., учитель начальных классов
Козленкова Т.А., учитель начальных классов |
9 |
Посещение воспитанниками дошкольных групп урока: естественного и художественно-эстетического цикла: «Окружающий мир», «Рисование». |
В соответствии со школьным расписанием (по предварительному согласованию) 1 раз в месяц, начиная с февраля. |
Воспитатели подготовительных групп
Дяченко Н.Э., учитель начальных классов
Козленкова Т.А., учитель начальных классов |
Включение воспитанников дошкольных групп в общешкольные мероприятия, праздники и образовательные события.
Цель: успешная адаптация и социализация воспитанников дошкольных посредством их включения в жизнедеятельность детского школьному сообщества |
10 |
Участие воспитанников подготовительных групп в традиционном конкурсе чтецов, посвященному Дню рождения Ямала, «Пою тебе, Седой Ямал!» |
15 декабря 2019 год |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп.
Воспитатели р/р групп |
11 |
Участие воспитанников подготовительных групп в совместной традиционной выставке «В гости к Деду Морозу!» |
Декабрь 2019 год |
Старостина И.Н.
Воспитатели подготовительных групп
Учителя начальных классов |
12 |
Совместное спортивное развлечение для дошкольников и обучающихся 1 класса
«Зимние олимпийские старты» |
Январь 2020 год |
Кунина И.В. инструктор по физической культуре
Воспитатели подготовительных групп
Учителя первых классов |
13 |
Участие в общешкольной акции «День добрых дел» |
Февраль 2020 год |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп
Учителя начальных классов |
14 |
Участие в общешкольном мероприятии направленном на воспитание у детей нравственных качеств через формирование позитивного имиджа детской благотворительности
«Благотворительная ярмарка»
(приурочена к 8 марта) |
Март 2019 год |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп
Учителя начальных классов |
15 |
Участие в общешкольном мероприятии «Экологическая неделя» |
Апрель 2020 год |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп
Учителя начальных классов |
16 |
Участие первоклассников (с поздравительным словом) в празднике «Выпускной в детском саду» |
Апрель 2020 год |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп
Учителя первых классов |
Включение родительской общественности в деятельность по адаптации детей к школьным условиям |
17 |
Посещение открытых занятий учителей, комплектующих первые классы, воспитателей подготовительных групп в рамках мероприятия «День открытых дверей в дошкольных группах» |
Февраль 2020 |
Воспитатели подготовительных групп
Дяченко Н.Э., учитель начальных классов
Козленкова Т.А., учитель начальных классов |
18 |
Посещение открытых занятий учителей, комплектующих первые классы, воспитателей подготовительных групп в рамках мероприятия «День открытых дверей в дошкольных группах» |
Февраль 2020 |
Воспитатели подготовительных групп
Дяченко Н.Э., учитель начальных классов
Козленкова Т.А., учитель начальных классов |
19 |
День полезных консультаций, образовательных тренингов и практикумов», по вопросам обучения и адаптации ребенка к условиям школы (встречи с специалистами ОУ) |
Март 2020 год
(каникулярный период) |
Старостина И.Н.
Воспитатели подготовительных групп |
20 |
Участие родителей в общешкольных мероприятиях |
В течение учебного года |
Воспитатели подготовительных групп |
21 |
Организация экскурсии в новый корпус школы (в рамках реализации инновационного проекта «Школа полного дня») |
Май-июнь 2020 года |
Грабельников П.Ю., Директор школы
Старостина И.Н. |
План работы по взаимодействию педагогов
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственный |
1
2.
3.
4.
|
Круглый стол педагогов дошкольных групп и учителей школы на тему: «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС».
Цель: обсуждение и утверждение совместного плана работы.
Семинар на тему «Будущий первоклассник - какой он?».
Цель: выработка единых подходов к работе.
Мастер-класс на тему: «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе и в условиях д/c».
Цель: повышение мотивации педагогов в применение современных технологий в образовательном процессе.
Круглый стол на тему: «Вопросы преемственности ДОУ и школы»
Цель: подведение итогов совместной работы школы и детского сада по решению проблемы преемственности
|
Ноябрь
Декабрь
Февраль
май |
Старостина И.Н.
Руководитель творческой группы
Воспитатели подготовительных групп
Учителя первых классов |
3 января 2020 в 14:50
|